ПРОТИВОПОЖАРНАЯ ЗАЩИТА ТОННЕЛЕЙ И ПОДЗЕМНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СООРУЖЕНИЙ

тоннель

Объёмы строительства тоннелей возрастают год от года и необходимость повышения уровня безопасности, в том числе за счет и применения огнезащиты становятся все более актуальными.

Растущий уровень пассажирских и грузовых перевозок приводит к повышению вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций. В добавлении к этому следует указать дополнительные факторы, которые увеличивают потенциальные риски в тоннелях:

  • увеличение длины современных тоннелей;
  • перевозки горючих и опасных материалов;
  • строительство тоннелей со встречным движением;
  • высокая плотность движения на трассе;
  • повышение средней скорости движения в тоннелях.


Последствия чрезвычайных ситуаций могут быть очень тяжелыми не только из-за гибели людей, но и по части прямых и косвенных расходов, связанных с необходимостью восстановления инфраструктуры и временным прекращением движения.

Пожар в тоннеле – специфический, с весьма тяжелыми последствиями. Ограниченные возможности эвакуации и сложность доступа пожарных расчетов к очагу пожара требуют очень качественной проработки и реализации мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в тоннелях. Поэтому сохранение целостности тоннельных конструкций, в отличие от объектов гражданского и промышленного строительства, является одной из важнейших задач, решаемых надлежащим применением огнезащитных материалов и технологий.

ЧТО ПРОИСХОДИТ С КОНСТРУКЦИЕЙ ТОННЕЛЯ ПРИ ПОЖАРЕ

При пожаре в тоннеле температура уже за несколько минут может подняться выше 1300оС. По сравнению со стандартными пожарами, такой режим нагрева стоит особняком, в условиях которого конструкции испытывают сильнейший термический удар. Во время нагрева возникают внутренние напряжения по площади сечения конструкции. Разность температуры, различные значения давления водяного пара внутри конструкции приводят к механическим напряжениям, которые могут быть причиной разрушения бетона, т.н. скалывания бетона. Кроме того, причинами разрушения бетона во время пожара являются внутреннее трещинообразование, пластические деформации, а также фазовые химические переходы. Все это приводит к тому, что конструкции тоннеля теряют свои прочностные свойства и разрушаются.

СПОСОБЫ ОГНЕЗАЩИТЫ ТОННЕЛЕЙ

На сегодняшний день, существует 2 основных способа огнезащиты тоннелей.

Активная огнезащита реагирует на изменения условий окружающей среды при возникновении пожара, таких как повышение температуры, задымление и прочие, и призвана контролировать процесс пожара. Обычно это делается с помощью пожарных гидрантов, спринклерной системы и т.п.

Пассивная огнезащита не требует специального обслуживания и при пожаре защищает конструкции и оборудование тоннеля, в том числе и системы активной огнезащиты, от разрушения, как при прямом воздействии пламени, так и предотвращая его распространение. Такая защита в случае пожара может гарантировать предоставление достаточного времени для эвакуации людей из тоннеля, а также для прибытия пожарных служб к месту возгорания и обеспечения их безопасности в процессе тушения пожара.

Для решения проблемы пожарной безопасности в тоннелях необходимо использовать оба способа защиты.

КОМПЛЕКСНЫЕ РЕШЕНИЯ ПРОМАТ ДЛЯ ОГНЕЗАЩИТЫ ТОННЕЛЬНЫХ СООРУЖЕНИЙ

 тоннель  тоннель  тоннель

ОГНЕЗАЩИТНЫЕ ОБЛИЦОВКИ  PROMAT 

Для огнезащиты тоннельных сооружений специалисты Promat рекомендуют применять разработанные в результате научно-исследовательских работ, опытных и сертификационных испытаний и с успехом применяемые в течение более, чем сорока лет защитные тоннельные плиты PROMATECT®-Н и PROMATECT®-Т.

Тоннельная плита PROMATECT®-Н - силикатная негорючая огнезащитная плита на цементном вяжущем, с отличными противопожарными свойствами, стойкая к высоким температурам и химическому воздействию, открытая для диффузии паров, крупноформатная и самонесущая. Поверхность тоннельных плит PROMATECT®-H силикатизирована особым образом, что придает им стойкость к воздействию влаги, минеральных масел, топлива, хлоридов, сульфатов, солей, содержащихся в талых водах. Они морозостойкие, выдерживают многократные частые замораживания/ оттаивания, что подтверждается результатами многочисленных испытаний (отчеты STUVA, НИИ Строительной физики РААСН и т.д.).

Тоннельная плита PROMATECT®-T - силикатная негорючая огнезащитная плита, изготавливаемая по специальной технологии из термостойких материалов с отличными противопожарными свойствами, с использованием цемента в качестве вяжущего, открытая для диффузии паров, крупноформатная и самонесущая. Плита PROMATECT®-Т устойчива к воздействию влаги, низких температур, минеральных масел, топлива и солей, не способствует образованию конденсата.

Плиты производятся с контролем качества продукции на всех производственных этапах (ISO 9001).

Области применения плит:

Облицовка элементов и конструкций тоннелей, подземных транспортных сооружений и любых объектов с повышенными требованиями к тепловой нагрузке и сопротивляемости воздействию агрессивных сред.

ОГНЕЗАЩИТНАЯ ШТУКАТУРКА FENDOLITE® MII ДЛЯ ТОННЕЛЬНЫХ СООРУЖЕНИЙ

Для предотвращения разрушения железобетонных конструкций тоннелей от пожара компания ЭТЕКС предлагает конструктивные решения на основе огнезащитной штукатурки FENDOLITE® MII.

Штукатурка FENDOLITE® MII – сухая смесь на основе вспученного вермикулита и портландцемента. FENDOLITE® MII не имеет в своем составе асбестосодержащих и других, вредных для здоровья человека и окружающей среды, компонентов. Являясь негорючим материалом покрытие FENDOLITE® MII при огневом воздействии не выделяет опасных для здоровья человека вредных веществ.

Огнезащитное покрытие FENDOLITE® MII, помимо сертификатов РФ имеет ряд международных сертификатов, в том числе на углеводородные пожары и рекомендуется для применения снаружи помещений, в тоннелях, на объектах промышленного и гражданского строительства, в том числе в нефтегазовом секторе.

Огнезащитная штукатурка FENDOLITE® MII наносится только механизированным способом методом мокрого торкретирования.

Использование решений по конструктивной огнезащите с применением плит PROMATECT и штукатурки FENDOLITE® MII обеспечивает повышение предела огнестойкости железобетонных конструкций обделки тоннелей до REI 180 и выше. 

Более подробно вопросы подбора конструктивных решений ПРОМАТ для защиты от пожара тоннельных сооружений, правилах их нанесения, монтажа и эксплуатации, вы можете узнать у технических специалистов.